Адаптация детей в ДОУ

Автор: | 22.02.2018

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.

На физическом уровне малышу надо привыкнуть:

  • К новому режиму — определенному, заданному ритму жизни, новым нагрузкам ( необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы);
  • Необходимости самоограничений;
  • Невозможности уединения;
  • Новой пище, новым помещениям и т.д.

На психологическом уровне малышу стоит привыкнуть:

  • К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т.д.);
  • Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;
  • Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
  • Необходимости отстаивать свое личное пространство.

Но! Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу.

  • Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка;
  •  Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей;
  •  Если по возвращении домой из садика ребенок часто засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано
  • ему необходимо больше
  • отдыхать для восстановления сил

Отложите на время все нововведения:
— Не подходящий момент, чтобы менять няню;
— Делать в квартире ремонт;
— Устраивать кроху в новый кружок и т.д.
Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку:
— Побудьте с ним вдвоем;
— Поиграйте или почитайте вместе;
— Не спешите домой после садика;
— Погуляйте на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой;
— Обсудите прошедший день;
— Выслушайте ребенка, ответьте на все вопросы и поддержите, если произошла малейшая неприятность.

Хорошо, если в группе будет небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие

 Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них.

Музыкальное воспитание и развитие движений — музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, триоды или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям.

ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ

1. Познакомьте вашего ребенка с Детским садом.

Еще до получения путевки нужно начать приучать ребенка к мысли о том, что скоро он будет ходить в садик.
Покажите ему здание детского сада и пусть он увидит, что есть дорога к садику от дома и обратно.
Зайдите на территорию дошкольного учреждения и проведите его вокруг, посмотрите, что там есть детские площадки, песочницы, спортивный и игровой инвентарь, много деревьев, кустарников и цветов.
С разрешения администрации пройдите в здание сада, походите с ребенком по коридорам, украшенным детскими рисунками и поделками. Объясните ему, что такое группа, что туда ходят такие же дети, как и он(она), такого же возраста и они там играют, поют и танцуют, слушают музыку и читают книжки, там есть много игрушек, таких, как нет дома. С разрешения попробуйте заглянуть в группу и посмотреть, как дети играют, ведь игра – это основное занятие детей дошкольного возраста.

2. Попробуйте поиграть в «Детский сад» дома.

Пригласите к себе домой пару ребятишек своих подруг, а мамочек отправьте в магазин или по делам и побудьте воспитателем всех детей, говоря им о том, что «сегодня вы – их воспитатель» и попробуйте воссоздать ситуацию похожую на ту, что в садике (организуйте игровое занятие: например, постройте башенку из кубиков вместе с детьми; вместе пообедайте, не забыв помыть руки перед приемом пищи; а затем вместе идите на прогулку; а потом пусть с прогулки мамы заберут своих деток домой). Проделывайте это многократно, пусть ваши подруги тоже будут в роли «воспитательниц», а ваш ребенок в роли «воспитанника импровизированного детского сада».

3. Соблюдайте режим.

Создайте дома режим дня максимально приближенный к режиму детского сада:
• Вставайте утром пораньше, не позднее 8:30, постепенно сокращая минутки утреннего сна, ведь вам придется приходить в садик к 8:00 часам, так как завтрак уже в 8:30.
• Завтракайте! Лучше всего молочной кашей, так как в меню детского сада на завтрак всегда готовят кашу!
• В утренние часы, после завтрака, играйте, стройте из кубиков домики, башенки, мостики, читайте книги, смотрите любимые мультики (только не долго, не больше 15 минут), рисуйте и лепите из пластилина, танцуйте под музыку, слушайте и пойте детские песни.
• Не забудьте о втором завтраке! Примерно в 10 утра. Это может быть какой-нибудь фрукт или сок.
• Затем идите на прогулку! Детям обязательно нужно гулять в утренние часы, когда солнышко еще только идет к зениту, в эти часы организм наиболее восприимчив к солнечному свету, который позволяет накапливаться витамину D, а без солнышка этот витамин не усваивается, а он очень нужен маленьким детям, так как при его недостатке может развиться болезнь под названием Рахит — так говорят педиатры! Гуляйте не менее 2 часов!
• После дневной прогулки нужно пообедать! Обед должен быть полноценным: из первого, второго и третьего! На третье лучше всего – компот! (Приучите вашего ребенка пить компоты: из свежих фруктов, из сухофруктов – это вкусно и полезно, и именно такой напиток подают в садике на третье в обед).
• Обязательно укладывайте ребенка спать днем! Дневной сон – залог хорошего самочувствия вашего малыша во второй половине дня, ведь он был таким активным утром, а до вечера еще очень далеко! Педиатры рекомендуют спать детям днем не менее 1,5-2 часов. Если вашему малышу еще нет 3 лет, то сон может составлять в дневные часы 2-2,5 часа, иногда чуть больше (до 3.5 часов), в зависимости от психоэмоционального или физиологического состояния ребенка. Но и дольше спать не следует, иначе ребенок во второй половине дня будет вялым и может даже капризничать, а вечером его будет трудно уложить спать на ночь.
• После дневного сна устройте полдник — дайте ребенку попить сок, чай или молочный продукт, можно добавить любимое печенье, фрукты, но немного, так как впереди будет еще один полноценный прием пищи.
• Во второй половине дня играйте с ребенком! Пусть ваш малыш занимается тем, что ему больше всего нравится: играет в мяч или собирает мозаику, поет песни или танцует, можно немного порисовать или сделать аппликацию (но не забывайте, что для ручного труда и художественного творчества нужно хорошее освещение, поэтому рисовать, лепить или клеить лучше в утренние часы, когда светит солнце).
• Не забудьте организовать ребенку вечернюю прогулку, которая должна длиться не менее 2-2,5 часов. (Помните, что ребенок дошкольного возраста должен гулять не менее 4 часов в день!) Будет очень хорошо, если ваш ребенок будет гулять на детской площадке общего пользования – там он сможет играть с другими детьми и учиться взаимодействию в детском коллективе.
• Вечером не перекармливайте ребенка, пусть это будет легкий ужин, состоящий, например, из тушеных овощей с добавлением отварной курицы и какого-нибудь напитка.
• В вечерние часы перед сном организуйте ребенку спокойные игры, спойте ему или дайте послушать спокойные детские песни, почитайте его любимую книжку.
• Хорошо, если за час до сна вы дадите вашему ребенку молочный напиток (кефир, ряженку, «Снежок» или йогурт), который обогащен очень полезным для детского организма кальцием, он необходим для формирования костей.
• Укладывайте на ночной сон ребенка в 21 час, чтобы к утреннему пробуждению ваш малыш успел хорошо выспаться! Ночной сон должен составлять для малышей 1,5-2 лет не менее 11-11,5 часов, для детей 3 лет чуть меньше – 10,5-11 часов (совокупность дневного и ночного сна должна составлять 12-14 часов).

4. Особое внимание уделяйте здоровью вашего ребенка.

• Пройдите необходимую диспансеризацию по рекомендации вашего педиатра.
Вот список тех специалистов и процедур, которые вам необходимо пройти в следующей примерной последовательности:
— Педиатр (выпишет медкарту, в которой вы будете делать отметки о всех анализах и осмотрах специалистов; выдаст направления на анализы; проверит наличие обязательных прививок и составит график прививок, если каких-либо недостает; по завершении медкомиссии проведет завершающий осмотр и выдаст заключение-разрешение для посещения детского сада);
— Риноотоларинголог (лор, он же: ухо-горло-нос);
— Хирург-ортопед;
— Хирург-уролог (для мальчиков);
— Невролог;
— Окулист;
— Стоматолог;
— Логопед;
— Психоневролог (психиатр) – в некоторых регионах РФ сейчас проходят и такого специалиста при оформлении в детский сад.
— Анализы: крови, мочи, кал на яйца глистов и энтеробиоз.
— Прививочная карта.
• Создавайте благоприятную психоэмоциональную атмосферу дома:
— поддерживайте в семье атмосферу любви, доброго отношения друг к другу, радости и взаимоуважения;
— как можно больше времени проводите в кругу семьи, проводите вместе с вашими детьми выходные, устраивайте семейные праздники, досуги;
— привлекайте вашего ребенка к совместным трудовым действиям (пеките оладушки, например, или сажайте цветы на даче);
— разговаривайте друг с другом и в том числе с вашим малышом всегда ровным, тихим голосом, даже, если он «провинился»;
— чаще прикасайтесь друг к другу, гладьте вашего ребенка – нежные прикосновения дают понять, что ты любим;
— укладывайте вашего ребенка спать и во время его утреннего пробуждения тоже старайтесь быть рядом, чтобы ребенок чувствовал, что он не одинок;
— слушайте друг друга и слушайте ваших детей, участвуя таким образом в их жизни, приободряйте, советуйте, сопереживайте.