Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Огород на подоконнике»

Автор: | 22.02.2018

Сегодня экологическое образование не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Начинать экологическое образование следует с раннего возраста. Учитывая наглядно-действенное мышление детей этого возраста, знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, эксперименты, на основе которых и разовьется интерес к живой и неживой природе: в доступной форме следует показать ребенку, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Для этого необходимо использовать различные методы и приемы. Так как для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.

В этом учебном году с детьми подготовительной группы мы начали работу над проектом «Огород на подоконнике».

Первоначально, на подготовительном этапе подбирался материал, информация в книгах, журналах, интернете, а также оповестили родителей о начале реализации нашего проекта.

Освежили в памяти полученные знания об овощных культурах и навыках ухода за ними. Вспомнили и условия выращивания овощных культур. Продолжили знакомиться с трудом взрослых, которые работают на земле.

Были подготовлены атрибуты к дидактическим и подвижным играм, подготовлен материал для создания выставки рисунков.

Детям было предложено сделать дома проект о каком-нибудь овоще.

Проведена большая работа с родителями об оказании помощи в оформлении огорода на подоконнике. Были подготовлены контейнеры для посадки, земля, семена, лейки, грабельки.

 

На основном этапе проекта проводились беседы, занятия с детьми:

«Условия, необходимые для жизни растений»

«Все начинается с семечка»

«Посев семян»

«Как выращивают овощи на огороде»

Познакомились с худ.литературой об овощах: поговорки,стихи, сказки, загадки.

Рассматривались иллюстрации с изображением овощей.

Проводились д\и  и подв\игры «Узнай на ощупь», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом».

Была оформлена выставка рисунков детей по теме «Овощи»

Был проведен опросник для детей на котором обсудили следующие вопросы:

1.Что мы знаем о растениях?

2.Что нового можем узнать?

3.Как мы сможем получить новые знания?

Из чего был сделан следующий вывод: Не все дети подготовительной к школе группы владеют достаточными знаниями, и было принято решение о разбивке огорода на подоконнике.

На данном этапе проводилось рассматривание семян фасоли, пшеницы, редиса, кабачков, огурцов и мн.др.

Дети принимали участие в посадке лука, чеснока. Были так же посажены: редис, фасоль, пшеница.

В ходе беседы «Как выращивают овощи на огороде» дети узнали, что картофель можно вырастить не только посадив клубнями, но и посадить семенами. В нашем проекте мы проэкспериментировали, и посадили картофель семенами.

Детям было дано задание, по желанию, по выбору детей сделать проект о каком- нибудь овоще. Позже они ознакомили своих сверстников со своими проектами: «Редис», «Огурец», «Картошка».

Была проведена игра-викторина  для детей «Во саду ли в огороде».

Игра была направлена на обогащение и расширение знаний детей об овощах и фруктах, развитие познавательного интереса детей, любознательности детей.

Родители приняли непосредственное участие в организации проекта,  некоторые вместе со своим ребенком посадили лук.

На данный момент ведется наблюдение за ростом растений, уход за ними.

На заключительном этапе планируется провести ярмарку – продажу рассады овощных культур.

Поставленные нами задачи были выполнены. Дети научились ухаживать за растениями в комнатных условиях. Стали бережно относиться к своему труду, и труду взрослых.

Игра-викторина для старших дошкольников «Во саду ли в огороде»

Материал направлен на обогащение и расширение знаний детей об овощах и фруктах, развитие познавательного интереса детей, любознательности детей.

Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
— развивать творческие способности детей, активность, сообразительность, речь;
— способствовать закреплению полученных знаний;
— вызывать положительные эмоции, воспитывать интерес к игровой деятельности.

Оборудование: плакаты – «Сад», «Огород», обручи, предметы (фрукты, овощи), эмблемы для игроков, призы, музыкальное сопровождение.
Дети входят в зал. Звучит фонограмма звуков природы.

Воспитатель. Ребята, сегодня в игре-викторине принимают участие две команды- «Фрукты» и «Овощи». Представляю Вам жюри. Команды отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ жюри начисляет один балл. Команды под музыку строятся в две шеренги напротив друг друга.

1.Задание
1.Какой овощ любит, есть заяц?
(Капусту,морковь)
2.Что можно приготовить из фруктов?
(Варенье, сок…).
3.Что можно приготовить из овощей?
(Салат, винегрет…).
4.Какой фрукт помогает при простуде?
(Лимон)
5.В названии, каких сказок встречаются овощи?
(Репка, Чипполино….)
6.В названии, каких рассказов встречаются фрукты?
(Рассказы Сутеева «Яблоко»)

Игра-соревнование «Соберём урожай»
Команды в колоннах перед стартовой линией. Рядом с каждой командой-пустой обруч, а в отдалении-с предметами ( овощи, фрукты). Каждый игрок бежит к дальнему обручу и приносит один предмет. Выигрывает команда, которая первой «собрала урожай».

2.Задание
-Кто больше назовёт овощей: картофель ,огурец, помидор, баклажан, капуста….
-Кто больше назовёт фруктов: яблоко, груша ,апельсин, мандарин, лимон….
-Кто больше назовёт слов, которые относятся к весне: грядка, оттепель, ручьи,…
-Кто больше назовёт слов, которые относятся к осени: листопад, прохлада, урожай…

3.Задание  «Составить рассказ по плану-описанию» .
1. Что это?
2. Вкус, форма, цвет.
3. Где растёт?
4.Что из него готовят?

Задание для команды «Овощи»
(кабачок, картофель, огурец, перец, капуста, морковь, баклажан).
Задание для команды «Фрукты».
(персик, яблоко, банан, айва, лимон, груша, апельсин).

4.Задание  Команды на скорость собирают картинки из частей.
Команда «Овощи»-Капуста.
Команда «Фрукты»-Апельсин

5.Задание
Команды загадывают друг другу загадки.
Кто меня тронет,
Тот заплачет.
(Лук)

Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают.
(Бананы)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)

Бурая — не мишка,
В норке — но не мышка.
(Картошка).

Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа …
(Груша).

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь).

Приглашай к себе на чай,
Или просто так встречай!
В ярко-жёлтом фраке он.
Кто же это? Фрукт…
(Лимон).

Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный….
(Баклажан).

Игра на внимание «Овощи и фрукты».
Две команды стоят в две шеренги лицом друг к другу. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны быстро присесть, а если к фруктам- поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперёд. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

6.Задание  Закончи предложение.
Из яблока и сливы — получится яблочно-сливовый сок.
Из яблока и банана — …
Из яблока и груши — …
Из тыквы и моркови — …
Из яблока и моркови — …
Из яблока и ананаса — …
Игра «Назови три предмета»
Воспитатель говорит одно слово-фрукты, а игроки команды «Фрукты» называют фрукты не повторяя названия предыдущих слов.

Игра «Угадай сколько в какой руке».
Воспитатель берёт в руки определённое количество предметов- от 1 до 10( овощи, фрукты) и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в мешочки  и просит детей угадать, сколько     у него предметов. Играющие по очереди отвечают на вопрос. Выигрывает команда , угадавшая большее количество чисел, сумма которых соответствует спрятанному количеству предметов( Больше меньше, плюс, минус и тд)

Задание Повторить за воспитателем поговорки и пословицы. Выигрывает тот, кто правильно, чётко произносит слова и звуки.
Что летом родится, зимой пригодится.
Игра игрою, а дело делом.
Дорога ложка к обеду.
За всякое дело берись смело.
Воспитатель. Молодцы, ребята, Вы сегодня хорошо справились с заданиями. Пора подвести итоги нашей игры-викторины. Жюри подводит итоги и награждает
победителей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка»

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый, он там свой:

Любили тебя без особых причина

За то что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. /В.Берестов/

Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. Семья —

Морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье откладываются представления у ребенка о добре и зле. С близкими он переживает чувства любви, дружбы, долга. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Чувства любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождают ребенка в семье, начиная с внутриутробного развития до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему проходящее ощущение счастья, нежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — помощников, советчиков, старших друзей. Причем гармоничное развитие ребенка в семье создается различными проявлениями чувства любви членов семьи. Пример — разговор с двухлетним ребенком:

— Кто ты бабушке?

— Красавчик, любимчик.

— Дедушке? — Внук.

— Матери? — Сыночек.

— Отцу?

— Сын.

Именно из этой особенности семейного воспитания вытекает определение приоритетных ценностей дома, семьи…, когда иначе предписывает «здравый смысл», расставляются акценты:

А дом, заставленный добром, — еще не дом.

И даже с люстрой над столом — еще не дом.

И на окне с живым цветком — еще не дом.

И даже с чайником баском — еще не дом.

Когда вечерняя спустится темнота,

Так эта истина понятно и проста —

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим теплом.

Все вещи тихо растворила темнота,

И стала комната раздольна и пуста.

И среди этой мирозданной пустоты

Весь мир мой — ты, и дом мой —

А дом, заставленный добром, — еще не дом.

И даже с люстрой над столом — еще не дом.

И на окне с живым цветком — еще не дом.

И даже с чайником баском — еще не дом. /А.Суслова/

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка»

        Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, в любое время суток. Его благотворное влияние ребенок испытывает даже тогда, когда вне дома: в школе, на отдыхе. Дети очень любознательны. Они задают массу вопросов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Почему?». На все детские вопросы надо стремиться отвечать серьезно, доступно. Никак нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом. В этих вопросах выражается качественно новый этап развития детей, их мышления. Очень эффективным для развития детей являются прогулки в природу.

При первой возможности, в любое время года, лишь бы была погода сносна, отправляйтесь в лес, парк, поле, к реке, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков. Отнесите гостинцы лесным зверькам. Устройте им столовую. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите и затаитесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями синичками. Радость встречи с живыми объектами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства к природе. Постарайтесь открыть для себя и своих детей красоту багряных красок осени, переплетенных золотыми нитями, украшенными темной зеленью сосен. Полной грудью вдохните запах грибов, соберите коллекцию листьев многообразных по форму и окраске, найдите сучки, коряги, похожие на скульптуру зверей и людей. Не забудьте найти невзрачную травинку. Взгляните на нее. Да она только издали кажется некрасивой. А на самом деле она изящна, красива, как нежны ее листочки, как тонки переходы красок. Выйдите с ребенком на поляну. Посмотрите, как заманчива таинственная даль, зовущая в глубь леса. Обратите внимание на перспективу, на небо, облака. Подумайте вслух, выскажите свои ощущения. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует Вас, создает хорошее настроение, пробуждает мечты. Если у Вас есть сад, выделите в нем для ребенка опытную грядку. Может у кого-то есть уголок — грядка на дачном участке? Во многих семьях есть любимый цветок. Умейте в тот день, когда он зацветет или впервые появится в Вашем доме, устроить в честь него небольшой семейный праздник. Научите ребенка дарить цветы людям. Этим Вы воспитываете умение возвышенно любить.

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху заполненный земляникой… Эти памятные картины согревают сердце во взрослой жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты. А если бы ничего этого не было, и вы никогда не бродили по шелковым травам, не видели разноцветья лугов, не смотрелись в лесные озера — зеркал, не слышали соловьиных трелей, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства?

Человек — это часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир движений и мир природы, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта. Необходимо взрослым организовывать с детьми прогулки — походы с целью глубокого познания окружающего мира. Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое уже в известном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой- взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать.