РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ» КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Автор: | 22.02.2018

Актуальность:

Развитие музыкальных способностей ребёнка как ни что другое способствует реализации духовно нравственного воспитания, а дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования творческих проявлений в музыкальной деятельности, поскольку современная наука признаёт дошкольное детство периодом, в котором происходит становление первоначальных музыкальных задатков человека.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт так же ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Образовательная программа формируется как программа психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» предполагает: развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Все эти критерии в музыкальном развитии и воспитании дошкольника перекликаются с задачами в концепции программы «Музыка для всех». В программе «Музыка для всех» так же делается акцент на индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста. На развитие качеств, которые воспитывает у детей культура и искусство – чувство прекрасного, дар сочувствия и сопереживания, толерантность, а также фантазию, воображение и умение выражать свои творческие намерения.

Цель:

  • Эмоционально отзываться на красоту окружающего мира, произведения искусства – музыку.

Задачи:

  • Развитие музыкальности детей, их исполнительских навыков, способностей эмоционально воспринимать музыку.
  • Развитие музыкально – исполнительской деятельности
  • Приобщение к музыкальному искусству
  • Развитие творчества, самостоятельности
  • Формирование исполнительских навыков

В концепции программы «Музыка для всех» чётко прописаны главные направления, в которых должна протекать деятельность педагогов: путем интеграции общего и музыкального образования в разных формах, в том числе путем создания усиленных музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, а также создания специальных групп эстетического воспитания для детей дошкольного возраста с учетом методики хорового обучения З.Кодаи, ансамблевого музыцирования по методике К.   Орфа, а также других эффективных методик занятий с детьми дошкольного возраста.

Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.

Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по мнению немецкого новатора, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых, например,

  • ударные — ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы,
  • и мелодические – блокфлейта.

Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной.

Орф мечтал, чтобы дети учились «играть в музыку», игры — импровизации призваны подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию. Он мечтал возвратить педагогов к гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, ее первоосновам. При этом, Орф хотел дать толчок фантазии педагога, чтобы тот в свою очередь показал малышне, что такое импровизация, как можно относится к музыке творчески. Переосмыслить ее с высоты нашего времени.

По-особому выглядят отношения педагог — дети в видении Карла Орфа. Воспитатель — не авторитарный персонаж, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. А кто будет оспаривать, что с помощью музыки и танца можно общаться? По Орфу, музыкальное воспитание — это не просто приобщение детей к исполнению. Дети должны не повторять, а создавать свою детскую элементарную музыку.

Орф-подход (часто называется Орф-Шульверк, OrffSchulwerk)– это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.

Инструменты, которые предполагает использовать методика Карла Орфа:

Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко

Ксилофоны. Это — необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.

Звучащие жесты (bodypercussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы: шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри).

Способы организации.

Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.

Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.

Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны.

Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-занятие — магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей – одни показывают, другие смотрят.

Игры для работы с детьми:

(с применением рекомендаций Шульверка Карла Орфа)

Ритмично декламируемые прибаутки, стихи:

ШУРШУНЧИКИ

Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу.
Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу.
Я с собой его ношу. Шу-шу-шу.
И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу.

 

Бьёт волшебный барабан: бан, бан, бан.
А волшебный барабум: бум,бум, бум
А волшебный барабух: бух, бух, бух.

 

Играет кот на скрипке,
На блюде пляшут рыбки,
Танцуют чашки, блюдца,
А лошади смеются!

Под горою у реки

Живут гномы-старики.
У них колокол висит,

Позолоченный звонит:
Диг-диги, диги-дон –
Посмотри, откуда звон!

 

Черти в озере купались,
Черти рожками бодались,
Черт чертенка как толкнул,
И чертенок утонул!

 

Мой игрушечный петух
Развивает утром слух!
Песню слышно далеко
— Кукареку!Ко-ко-ко!

Стихи произносим ритмично, ритм четверостиший поддерживаем шумовыми инструментами. Дети подбирают инструменты, звучание которых соответствует содержанию стихотворения.

Упражнение-игра “Весенние голоса”

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка)

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” — вверх-вниз)

И дальше побежал (булькаем)

Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)

Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук” — дети выбирают звук сами)

Говорю ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Я говорю текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в наличии, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д.

Развиваем воображение

“В доме моем тишина”

сл.и муз. Т.Боровик

1. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)

2. В доме моем тишина.

В доме моем я одна,
Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)

3. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно — звучунчуки звучат (2раза)

4. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)

5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)

5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – сопунчики сопят. (2 раза)

Эту игру можно назвать “звуки дома”. На стадии разучивания предлагаю детям самим поискать варианты озвучивания текста, при этом аккомпанемент должен звучать тихонечко, не нарушая общего настроения домашнего уюта и тишины. После разучивания прошу ребят придумать, как могут выглядеть персонажи песенки –шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие. По желанию ребята рисуют этих героев, обычно получаются очень интересные персонажи на грани реального и фантастического, дети с удовольствием рассматривают выставку рисунков

Речевая диалогическая игра по песенке “Таря-Маря”

Учитель: — Таря-Маря в лес ходила…

Дети: — В лес ходила?

Учитель: — Таря-Маря шишки ела…

Дети: — Шишки ела?

Учитель: — Шишки ела, вам велела.

Дети:

— Шишки ела, нам велела
А мы шишек не хотим,
Таре-Маре отдадим.

Речевая диалогическая игра для развития ритмического и интонационного слуха. Когда эту игру использую, стараюсь, чтобы дети исполняли ее сопровождая выразительной мимикой и жестами. Это помогает рождению выразительной интонации.

Придумываем, как может выглядеть эта Таря-Маря, какой у нее характер, какое настроение. Все это передаем через яркое исполнение, а может и в рисунке.

Активизирует творческую активность детей прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни. Часто дети предлагают проиллюстрировать музыкальную картинку своим рисунками и получаются интересные выставки детского творчества

Осенняя картина

В зарисовку включается

  • звуковая импровизация звучащие жесты “Дождик накрапывает”
  • речевая интонационная игра “Осенины”
  • песня об осени

Звучащие жесты:

Дождик накрапывает”

(игра с использованием звучащих жестов”

Мелкий дождик моросит
Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте)
В листьях сада шелестит
Кап –кап- кап- кап! (шуршим “ладошками”)
Мокнет мячик у ворот,
Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)

Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаю внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.

Речевая интонационная игра

“Осенины, осенины”

Осенины, осенины —

У дождинок именины.

Осенины, осенины —

Паутинок именины

Осенины, осенины –

Разных красок именины

Осенины, осенины-

Тихих звуков именины.

Работая над этим текстом, важно создать атмосферу “тихой золотой” осени. Используем “естественные” звуки – шлепки по коленям, щелчок пальцами, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев.

По желанию дети дорисовывают картину осени в своих рисунках (домашнее задание)

Картинка “Куклы”

В зарисовку включаю

  • игру “Матрешки”
  • песенку “Неваляшки”
  • музыкально-ритмическая импровизация на музыку Лядова “Музыкальная шкатулка”

Матрешка

Ты, матрешка, попляши,
— Ух-ах! Ух-ах!
Нам платочком помаши!
— Ух-ах! Ух-ах!
Мы похлопаем в ладошки.
— Ух-ах! Ух-ах!
И попрыгаем немножко.
— Ух-ах! Ух-ах!

На слова “ух-ах” добавляем звучание шумовых детских инструментов, инструменты дети выбирают сами из имеющихся.

Можно ввести понятия высокие – низкие звуки: “ух” — звук высокий, “ах” — низкий.

Оркестр

Начало всех куплетов:

Мы славные артисты: на всем играть умеем,
У нас есть кларнетисты, а также и флейтисты.

ПРИПЕВЫ:

1. Вот , например, вот вам скрипка,
Пи-пи-пи, вот, вот, вот, вот как мы играем.

2. Вот , например, вот вам флейта,
Тю- лю- лю, вот, вот, вот, вот как мы играем.

3. Вот, например, вот вам медная труба
Тра-та-та, вот, вот, вот, вот как мы играем.

4. Вот, например, вот вам бубны,
Дзин-дзин, бум-бум, вот, вот, вот, вот как мы играем.

5. Вот, например, вот турецкий барабан,
Шлем, бом-бом, вот, вот, вот, вот как мы играем

«Рисуем музыку»

На фортепиано или любом другом звуковысотном музыкальном инструменте играем высокие, низкие и средней высоты звуки. Перед детьми ставим задачу: расположить точки правильно на чистом листе бумаги. Если звук высокий, то вверху, а если низкий, то внизу на листе и т.д. Затем предлагаем детям обвести цветной линией поставленные точки. У всех получается разный рисунок. Получаем точки соприкосновения музыки и живописи.

«Сколько нас поет»

Педагог играет и поет песню, а дети поднимают «нужную карточку с изображением одной, двух или трех поющих матрешек», затем дети исполняют песню вместе с педагогом.

Текст песни:

Вот поет одна матрешка Голосок у ней хорош,

Тоненький и звонкий, лучше не найдешь!

 
Две запели дружно вместе, весело живут.

Чуть повыше, чуть пониже — так они поют!

Три матрешки — это трио вместе, вразнобой,

Ты послушай эту песню, а потом пропой!

 

Прогрессивные идеи К.Орфа заключаются в следующем:

  • всеобщее музыкально-творческое развитие;
  • детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;
  • связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.

В ходе образовательной деятельности я применяю приемы и методы работы с детьми, предложенными К.Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского. Овладевая языком музыки, познавая средства ее выразительности и применяя их в своей исполнительской практике, дети и разумом, и чувствами вовлекаются в творение музыки. Навыки, знания и умения приобретаются в процессе разносторонней деятельности к видам которой можно отнести следующее:

  • пение и движение под музыку
  • речевая декламация и ритмические упражнения
  • освоение теории музыки в исполнительской практике и моделирование выразительных средств
  • театрализация как совокупность интонационного, ритмического, двигательного в музыкальном воспитании
  • слушание музыки с постепенной выработкой ценностного отношения
  • игра на элементарных детских музыкальных инструментах

Заключение

Изучив данную проблему, проведя наблюдения в дошкольном учреждении, изучив методики музыкального воспитания дошкольников, я пришла к выводу, что используя систему К. Орфа на занятиях музыкой дети разной возрастной группы одинаково активно включаются в коллективное музыкальное творчество, с интересом сочиняют мелодии, танцевальные движения.

Карл Орф подчеркивал, что элементарная музыка — это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику. Она питается земными соками, безыскусственна, связана с движением тела: каждый способен ее изучит и пережить; она близка детям.

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа это уникальная возможность:

·              развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать, видеть и слышать окружающий мир по-своему.

·              воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;

·              проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию,

·              воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;

·              тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать;

На занятиях дети играют на разнообразных детских музыкальных инструментах, привлекающих своим чудесным звучанием к музыкальной деятельности, а также танцуют легкие детские танцы, превращают стихи в музыкальные пьесы, сочиняют музыку к сказкам, сами делают шумовые инструменты и играют в детском оркестре.

Музыкально-педагогическая система Карла Орфа основана на триединстве музыки, движения и речи в процессе воспитания личности. Пьесы «Шульверка» рассчитаны не на особо одаренных, а на всех детей. Сам Орф в несколько томов «Шульверка» включил многонациональный фольклор наряду с загадками, считалками, сказками, а также произведения Софокла, Гете, Шекспира как лучшие образцы народной поэзии.

По мнению немецкого композитора, детство обращается к старейшим языковым и музыкальным формам, которые духовно соответствуют ранним ступеням развития сознания. Несложные ритмические и мелодические музыкальные инструменты зовут к танцу, танец рождает музыку. Импровизированное музицирование формирует «танцующий хор», исполняющий драматизированные стихотворения и сценки. Все вместе это дает возможность развивать способности, заложенные в каждой личности.